|
Перенос столицы из Алма-Аты в Астану и его влияние на
миграционные процессы в Казахстане
Е.Ю. Садовская
(Полностью материал опубликован: Е.Ю. Садовская
Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы
Алма-Ата, 2001, с. 42-48)
В декабре 1997 года столица Казахстана была перенесена
из Алма-Аты в Акмолу, областной город в центре республики. К середине
1990-х годов г. Акмола являлся промышленным и транспортным, научно-образовательным
и культурным центром областного значения, но инфраструктура города
не соответствовала новому столичному статусу и требовала значительного
развития.
Перенос столицы - это уникальное явление в истории постсоветских
государств и имеет свои специфические причины. Решение о переносе
столицы было принято Верховным Советом РК 6 июля 1994 г. Официальной
причиной переноса было то, что Алма-Ата географически находится
на юге, а не в центре республики, что она исчерпала возможности
своего дальнейшего развития и стала опасна в экологическом и сейсмическом
плане - южная столица действительно находится в сейсмогенной зоне,
где могут происходить разрушительные землетрясения.
Действительные же причины переноса столицы были геополитического,
вернее, этнополитического характера и заключались в своеобразном
"расколе" Казахстана на русскоязычный индустриальный север
и казахский аграрный юг. В Восточно-Казахстанской, Карагандинской,
Кустанайской, Акмолинской (Целиноградской) областях в 1989 году
проживало 45-65% русских и от 17 до 28% казахов. Например, в Акмолинской
области в этот период проживало более 1 миллиона человек, из них:
448 тысяч или 44,7% русских, 123,7 тысячи или 12,3% немцев, 94,4
тысячи или 9,4% украинцев, 28,7 тысячи или 2,8% белорусов. Численность
казахского населения в области составляла 224,8 тысячи человек или
22,4%.
В регионе преимущественного проживания русскоязычного
населения - в северных областях их доля составляла от 65 до 75 %
- располагались основные промышленные предприятия, на которых почти
три четверти занятых - русскоязычное население, которое интенсивно
выбывало на протяжении 1990-х годов. Основной поток выбывающих -
население в трудоспособной возрасте, в связи с чем в регионе усиливался
процесс экономической и социально-демографической дестабилизации.
В то же время на юге и западе республики, где в сельских
районах проживало в основном коренное население (Кзыл-Ординская,
Гурьевская, Чимкентская и др. области - от 55 до 80% составляло
казахское население (данные 1989 года), на фоне экономического упадка
и разрушения социальной сферы сохранялась значительная перенаселенность
и трудоизбыточность. На юге республики в середине 1990-х годах была
самая высокая безработица, а две трети населения имели доход ниже
черты бедности 1.
Основная причина переноса столицы - стремление к достижению
регионального этнодемографического баланса, стимулирование миграции
из трудоизбыточных южных областей в индустриально развитые северные
города, вовлечение казахского населения в промышленное и сельскохозяйственное
производство центрального и северного Казахстана.
Первая половина 1990-х годов была периодом интенсивного национально-государственного
строительства Республики Казахстан и одновременно политической радикализации
некоторых общественно-политических движений, в частности, казаческих.
Перенос столицы явился одной из составляющих по реализации национальной
политики, укреплению территориальной целостности государства и предупреждению
сепаратистских настроений и движений. На это же были направлены
крупные административно-территориальные преобразования, проведенные
в республике в апреле-мае 1997 года. Пять областей были расформированы,
и области с преимущественным проживанием русскоязычного населения
были слиты с областями преимущественного проживания казахского населения.
Перенос столицы в географический центр страны, наряду с административными
преобразованиями, также способствовал укреплению территориальной
целостности государства, перераспределению инвестиций, ускоренному
развитию инфраструктуры новой столицы.
К внешнеполитическим факторам переноса столицы следует
отнести расположение Алма-Аты на южных рубежах страны, вблизи китайской
границы. В своих нынешних границах Алма-Атинская область вместе
с Восточно-Казахстанской областью граничат с Синьцзян-Уйгурским
автономным районом Китая, где не прекращается национальное движение
уйгур за приобретение независимости. Кроме того, до 1998 года между
Китаем и Казахстаном оставалась неурегулированной проблема совместных
границ. Несмотря на подписание договора и раздел спорных участков
в июле 1998 года, возникли новые проблемы в связи с вопросом использования
водных ресурсов. В случае конфликта южные границы республики остаются
уязвимыми.
После принятия Верховным Советом решения в течение двух
лет шла подготовительная работа. Для интенсификации строительства
и развития инфраструктуры в 1997 г. в городе Акмоле была создана
Акмолинская специальная экономическая зона, которая в значительной
степени способствовала развитию новой столицы. По Указу Президента
РК от 20 октября 1997 года город Акмола с 10 декабря 1997 года был
объявлен столицей республики, и тогда же началась передислокация
государственных органов в Акмолу (с 6 мая 1998 года - Астана).
В этот же период- 1997-1998 годы - меняются миграционные
потоки в Астану, они резко контрастируют с миграционными тенденциями
по области и по стране в целом. На протяжении 1990-х годов в Астане
наблюдались тенденции естественного движения населения, характерные
для республики в целом: падение рождаемости, рост смертности и в
результате - снижение естественного прироста населения города. В
этот же период оставался высоким уровень выбытия из Астаны, и это
также соответствовало тенденциям миграционных движений в Казахстане.
Начало 1990-х годов характеризовалось высоким числом выбывающих
и уменьшением прибывающих в город. Пик числа выбывших, а также отрицательное
сальдо миграции пришелся на 1994 год: 11,1 тысячи человек и 5,7
тысячи соответственно. Снижение прибытия в Астану продолжалось до
1996 года, когда число прибывших составило 2,8 тысячи человек, а
отрицательное сальдо миграции - 4,3 тысячи чел. Наряду с миграционными
потерями в 1991-1996 годах это дало абсолютное уменьшение численности
населения города на протяжении 1992-1997 годов.
Миграционная ситуация меняется осенью 1997 года, когда
в Астану начинают переезжать первые переселенцы из Алма-Аты, в основном
государственные чиновники с семьями и обслуживающий персонал. При
анализе миграционных потоков в Астану выявляется, что население
прибывает в город в основном по межобластной и внутриобластной миграции,
в первую очередь из самой Акмолинской (в том числе из бывшей Тургайской
области, в 1997 году вошедшей в состав Акмолинской области) и соседних
с ней областей.
На 1998 год приходится абсолютный максимум прибывших
в Астану и самый большой миграционный оборот за весь период девяностых
годов. Из общего числа 13975 прибывших в город в 1998 году, 13214
человек (94,6%) прибыли по республиканской миграции. Из них: 5 тысяч
человек или 37,9% прибыло из Акмолинской области, 11% из Северо-Казахстанской,
10,8% из Карагандинской, 10,5% из Кустанайской областей, а также
из Алма-Аты - 1897 человек или 14,4%. Что касается миграционного
потока из Алма-Аты, то он представлен в основном такой социально-профессиональной
группой, как государственные служащие.
Результатом как естественного, так и миграционного движения
населения за период 1989-1998 годов в городе стало изменение его
численности и социально-демографического и национального состава.
Согласно данным национальной переписи, численность населения Астаны
составила 319 тыс. человек. По сравнению с 1989 годом численность
казахов увеличилась в 2,7 раза. Их доля достигла 41,8% против 17,7%
в 1989 году. Доля русских и украинцев сократилась с 54,1% до 40,5%
и с 9,3% до 5,7% соответственно, что является следствием эмиграции
и депопуляции, характерных для этих этнических групп, (см. таблицу
1). В целом сокращение численности русских, украинцев, немцев, татар,
белорусов в Астане совпадает с общереспубликанской тенденцией уменьшения
доли этих этнических групп в составе населения.
Таблица 1. Национальный состав населения г. Астаны в
1989-1999 годах
|
1989
|
1999
|
Численность лиц данной национальности в % ко всему населению
|
1999 в % к 1989
|
1999
|
1989
|
Все население
|
281252
|
319324
|
100
|
100
|
113,5
|
Казахи
|
49798
|
133585
|
41,8
|
17,7
|
268,3
|
Русские
|
152147
|
129480
|
40,5
|
54,1
|
85,1
|
Украинцы
|
26054
|
18070
|
5,7
|
9,3
|
69,4
|
Немцы
|
18913
|
9591
|
3
|
6,7
|
50,7
|
Татары
|
9339
|
8286
|
2,6
|
3,3
|
88,7
|
Белорусы
|
8220
|
5761
|
1,8
|
2,9
|
70,1
|
Поляки
|
2762
|
2537
|
0,8
|
1
|
91,9
|
Корейцы
|
1329
|
2028
|
0,6
|
0,5
|
152,6
|
Ингуши
|
1889
|
1822
|
0,6
|
0,7
|
96,5
|
Другие национальности
|
10801
|
8164
|
3,8
|
2,6
|
132,3
|
Источник: Краткие итоги переписи населения 1999 г. в Республике
Казахстан. Стат. сб. Алматы, 1999-С.113.
По последним данным, население Астаны составляет 420
тысяч человек, что почти на 100 тысяч человек больше, чем это было
зафиксировано переписью 1999 года. Эти оценки появились на основе
косвенных показателей, например, по данным МВД, в столице практически
вдвое увеличилось количество автомобилей, значительно возросло число
школьников, в 2 раза возросло количество обращений в органы здравоохранения.
Акимат Астаны планирует провести "поголовную" регистрацию
силами миграционной полиции, участковых и представителей КСК.
Вероятно, увеличение наличного населения в Астане связано
с переездом не только госорганов и госчиновников, но и представительств
различных компаний и их служащих, а также их семей. Возросла трудовая
миграция в столицу. Органы МВД отмечают многочисленные случаи, когда
официально проживающие и зарегистрированные в других городах (Кустанае,
Павлодаре и др.) жители на самом деле работают и проживают вместе
с семьями в Астане. Растет число временных и маятниковых трудовых
мигрантов, занятых в сфере обслуживания, транспорта, строительства.
Каково место Астаны в общих урбанистических процессах
в стране? В Казахстане 84 города, два из которых - Астана и Алма-Ата
- республиканского значения. Из 84 городов 21 - большие, численностью
100 и более тысяч человек, 63 - средние и малые города, с населением
от 100 до 10 тысяч человек.
Почти десять лет в Казахстане продолжается процесс дезурбанизации,
т.е. уменьшения численности населения в городах. Доля городского
населения в стране в 1991 году составляла 57,3%, а в 2000 году -
55,9%. В связи с экономическим кризисом, закрытием основных производств
и интенсивной эмиграцией продолжается упадок "малых" городов,
переход последних в разряд депрессивных, а в областных центрах в
основном имеет место стагнация. На этом фоне Астана - единственный
пример интенсивного развития города за счет приобретения нового
статуса и крупных финансовых вливаний.
Сравнение миграционных тенденций в "двух столицах"
- Астане и Алма-Ате показывает, что на фоне продолжающейся в течение
восьми лет дезурбанизации две столицы - нынешняя и прежняя - остаются
наиболее привлекательными для мигрантов, как в плане экономических
перспектив, так и в плане доступа к достижениям культуры, возможностей
профессионального роста и т.д. Алма-Ата, в силу уже накопленного
экономического и социально-культурного потенциала остается привлекательной
для населения всей страны, но в первую очередь южного региона, а
Астана - в основном для жителей северного и центрального регионов.
Таким образом, если достижение этнодемографического
баланса, стимулирование миграции казахов с юга на север ставились
как одна из основных целей переноса столицы, то эта цель еще не
достигнута. Численность казахов, вовлеченных в межобластную миграцию
в Казахстане, составляет 0,7% от их общей численности в стране.
Если принять во внимание и внутриобластную миграцию, то доля казахов,
участвующих во внутриреспубликанской миграции, составит 1,5%.
До сих пор изменение численности населения, в том числе
различных этнических групп, в Астане происходило в основном за счет
интенсивной эмиграции славянских народов и немцев. Однако вовлечение
казахов в миграцию в Астану и преобладание коренного населения в
межобластном обмене возрастает, и это можно трактовать как устойчивую
тенденцию. Установка на строительство национального государства,
политическое доминирование титульной нации создают благоприятные
условия для того, чтобы этнодемографическая компонента населения
в целом по стране и в столичном регионе, в частности, менялась в
пользу казахского этноса.
1 - Казахстан. Отчет о человеческом развитии. 1995,
1996, 1997, UNDP, Алматы, 1995, 1996, 1997
|